Hosted by uCoz
 

 

 

 

 

ГлавнаяНовостиУстав школыРодителямПедагогиУченикамУчителямО насВыпускники

 

 

 

 

 

 

 

КИМ 2010

Методические материалы

Проверь себя в ЕГЭ

Русский язык

Математика

История

Обществознание

Физика

Химия

Биология

География

Информатика

 

                                                    

 Пояснительная записка.

Данная программа предпрофильного курса составлена в соответствии с концепцией нового подхода к определению содержания физического образования, важная задача которого – формирование у школьников целостной картины мира с его единством и многообразием свойств живой и неживой природы. 

Физика создает у учащихся представление о научной картине мира, формирует творческие способности. Важно, чтобы учащиеся осознанно подходили к изучению данного предмета. Физика занимает особое место среди школьных дисциплин. Как учебный предмет она создает у учащихся представление о научной картине мира. Могу предложить такую схему воспитания у учащихся увлечения учебным предметом: 1-я стадия – от любопытства к удивлению; 2-я – от удивления к активной любознательности и стремлению узнать; 3-я – к прочному знанию и научному поиску.

Экспериментальная физика – увлекательная наука.  Её методы позволяют понять и объяснить, а во многих случаях и открыть новые явления природы. Научить учащихся наблюдать, исследовать и объяснять результаты эксперимента – это метод воспитания и развития учащихся. Углубляются и расширяются знания учащихся по предмету, развивается мыслительная деятельность, что способствует  дальнейшему расширению кругозора учащихся и получению ими новых естественнонаучных знаний. Продолжается формирование логического мышления, умения находить объяснение природных явлений, применять к наблюдаемым природным явлениям изученные законы.

Главным содержанием курса является экспериментальная деятельность учащихся. Выполнению практических работ предшествует эвристическая беседа с использованием интерактивного оборудования. В процессе беседы происходит обучение моделированию  и знакомство с  различными физическими  приборами, что способствует активизации учащихся и созданию положительного настроя к экспериментальной деятельности.

Курс способствует приобретению учащимися умений в видах деятельности: познавательной, информационно – коммуникативной и рефлексивной.

В познавательной деятельности:

-           использование для познания  объектов окружающего мира метода моделирования, мысленного и реального экспериментов;

-           умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою исследовательскую деятельность от постановки цели до получения и оценки результата.

 

В информационно – коммуникативной деятельности:

 

-           умение передачи содержания полученной информации в различных формах (словесно, графически, с помощью математических  символов, рисунков, структурных схем);

-           умение выбора знаковых систем адекватно  познавательной и коммуникативной ситуации.

 

В рефлексивной деятельности:

 

-           умение контролировать  и оценивать свою деятельность, прогнозировать возможные результаты  своих действий;

-           умение учитывать мнения других учащихся в осуществлении совместных  действий.

 

Учебный курс рассчитан на 17 часов и предполагает приобретение учащимися знаний и умений, связанных с экспериментальными методами физики в изучении окружающего мира и способствует углублению знаний учащихся, а также формированию интереса к изучению физики.

Цель данного курса:

Создание ориентационной и мотивационной основы для осознанного выбора естественнонаучного профиля обучения.

Данный курс решает задачи:

Ø  Формирование  умений применять законы физики и методов научного познания для определения характеристик, значимых для самого ученика, важных в его повседневной жизни.

Ø   Овладение  методикой проведения эксперимента (умение строить гипотезы, проводить наблюдения, измерения, вычисления, графические построения; анализировать полученные данные.

Ø   Воспитание  навыков сотрудничества в процессе работы в группах,  парах.

Ø  Выявление интересов и склонностей учащихся к изучению физики;

Ø  Создание условий, способствующих формированию осознанного выбора профиля образования на старшей ступени;

Ø  Оказание помощи учащимся в приобретении представлений о жизненных ценностях, связанных со знаниями по физике;

Ø  Формирование способности принимать самостоятельное решение;

Ø  Удовлетворение потребности в знании, учении, развитии;

Ожидаемые результаты

Результатом прохождения данного курса предполагается систематизация и обобщение теоретических сведений, решение практических задач  прикладного характера, поиск решения некоторых проблем и в связи с этим составление ряда задач и  упражнений самими учащимися по данным темам. Это поможет им сделать в дальнейшем более осознанный выбор профиля образования на старшей ступени.

Методические рекомендации к  проведению занятий

В широком спектре педагогических приёмов усвоения физических законов своё законное место завоевал метод «несерьёзных» задач с оригинальными, увлекательными сюжетами, парадоксами, софизмами. Одна из основных хитростей «озорных» задач, заключается в том, что, несмотря на веселый легкомысленный тон формулировки условия, глубина и точность решения задачи, прежде всего, зависит от уровня усвоения конкретного раздела физики, общей культуры решения физических задач, общий интеллектуальный уровень ученика. Из поэтического отрывка, который играет роль условия задачи, ученику, прежде всего, необходимо самостоятельно сформулировать физическое условие. Именно на таких задачах, так похожих на жизненные  ситуации, необходимо НАУЧИТЬ ученика оценивать, что «дано», что можно взять из таблиц; что существенно, чем следует пренебречь; с какой точностью он способен ответить на поставленный вопрос.  В физике подобная операция носит название – создание физической модели.

При решении предложенных задач учащемуся необходимо использовать как арсенал табличных данных, так и собственный интеллектуальный потенциал, связанный с общим знанием элементов точных наук, истории, искусства, литературы, достижений в спорте и т.д. И даже неудача в решении той или иной задачи позволит ученику задуматься как над интегральным характером многих явлений реальной жизни, разбитых нами искусственно на различные «предметы», так и над необходимостью глубокого изучения многих школьных дисциплин и общего развития своего интеллекта.

 

 

 

 

Содержание курса

1.       Основы динамики (11 часов).

Законы движения и взаимодействия тел, сила и движение – способы измерения и анализа. Невесомость. Движение под действием нескольких сил. Баллистика.

2.       Агрегатные состояния вещества (2 часа).

Взаимные превращения жидкостей и газов. Поверхностное натяжение жидкости. Твердые тела. Современные методы создания материалов с заданными параметрами.

3.       Оптические явления (3 часа).

Развитие взглядов на природу света. Дисперсия, интерференция, дифракция света.

4.       Предпрофильная проба – зачетный урок (1 час).

 

Учебно-тематический план

 №п/п

Наименование разделов, тем

Вид деятельности

Количество часов

I

Основы динамики

 

11 часов

1.1

Законы движения и взаимодействия тел:

a)       Законы движения – основа динамики.

b)      Экспериментальная проверка закона  сохранения энергии.

c)       Экспериментальная проверка закона сохранения импульса.

 

 

Моделирование ситуаций.

Наблюдение, описание.

Практикум.

3 часа

 

1 час

 

1 час

 

1 час

1.2

Сила и движение – способы измерения и анализа.

a)       Сила-причина движения.

a)       Определения коэффициента трения скольжения.

b)      Исследование зависимости амплитуды и частоты маятника.

 

 

 

Моделирование ситуаций.

Практикум.

 

Эксперимент.

3 часа

 

1 час

 

1 час

 

1 час

1.3

Движение под действием нескольких сил. Баллистика.

a)       Определение скорости снаряда с помощью  баллистического маятника.

b)      Изучение движения тела, брошенного горизонтально, вертикально и под углом к горизонту.

 

 

Практикум.

 

 

Моделирование ситуаций.

«Озорные задачи»

5 часов

 

2 часа

 

 

3 часа

II

Агрегатные состояния вещества

 

2 часа

2.1

Взаимные превращения жидкостей и газов. Поверхностное натяжение жидкости. Твердые тела.

Наблюдение.

1 час

2.2

Современные методы создания материалов с заданными параметрами.

Лекция.

1 час

III

Оптические явления

 

3 часа

3.1

Основные законы геометрической оптики

Решение «озорных» задач

1 час

3.2

Развитие взглядов на природу света. Дисперсия, интерференция, дифракция света.

Наблюдение. Изготовление прибора «Заколдованное колесо»

1 час

3.3

Практическое занятие: «Изготовление калейдоскопа»

Моделирование.

1 час

IV

Предпрофильная проба – зачетный урок

 

1 час

итого

 

 

17 часов

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

 

    I.              Вопросы  для обсуждения

 

1.       Пусть вам сообщили, что через год тяготение «отключится» (фантастика!) Сможет ли человечество приготовиться к этому событию и выжить?

2.       Некоторые тела (воздушные шары, дым, самолеты, птицы) поднимаются вверх, несмотря на притяжение к Земле. Как вы думаете, почему? (Вспомните, как и почему лично вы поднимаетесь вверх вопреки тяготению – например по канату или по лестнице?)

3.       Почему поднимается вверх (некоторое время) стрела, выпущенная из лука, или снаряд из орудия?

4.       Как происходило бы падение тел (движение к поверхности Земли), если бы не было тяготения? И происходило бы оно вообще?

5.       Представьте себе, что вы бросаете камень в горизонтальном направлении с вершины горы. Чем больше скорость, тем дальше он улетит. А можно подобрать такую скорость, чтобы камень, падая, не достиг поверхности Земли?

 

 II.              Анализ полученных результатов.

 

1.       Какие закономерности были установлены в ходе экспериментальной работы?

2.       Что позволило получить такой результат?

3.       Какие законы вы использовали?

4.       Что нового вы узнали?

5.       Какие затруднения возникли при выполнении эксперимента?

6.       Научился ли ты преодолевать эти затруднения?

 

III.              Предпрофильная проба (варианты видов деятельности учащихся)

 

1.       Составить и решить оригинальную задачу.

2.       Презентация одного из разделов физики.

3.       Факир и физик – что общего? (Объяснение «фокусов» с помощью законов физики)

4.       Опыты в домашней лаборатории (придумать, провести и проанализировать любой «житейский» опыт).