ГлавнаяНовостиУстав школыРодителямПедагогиУченикамУчителямО насВыпускники

 

 

 

 

 

 

 

 

КИМ 2010

Методические материалы

Проверь себя в ЕГЭ

Русский язык

Математика

История

Обществознание

Физика

Химия

Биология

География

Информатика

 

                                                    

Урок изучения нового материала с использованием ИКТ.

Цели урока:

Образовательные

– формировать практические умения и навыки в определении   состава атома и атомного ядра;

Развивающие

– развивать способности правильно формулировать свои мысли в процессе обобщения изученного (подведения итогов, актуализации знаний);

Воспитательные

- Развивать умение вести учебный диалог, отстаивая свою точку

  зрения.

 

План урока.

1. Организация класса;

2. Тема нашего урока: «Строение атома и атомного ядра»

         Тема урока – окошко для взгляда вперед

         Посмотри и подумай: что тебя ждет?

         Тема урока – это не просто слова,

         Эти слова на уроке – всему голова.

Учитель: как вы думаете, ребята, если тема нашего урока такова, то какие цели мы должны поставить для её реализации?

(высказывания учащихся)

Учитель: действительно, сегодня мы попробуем заглянуть внутрь атома, изучим его составные части. Научимся определять состав атомного ядра по положению химического элемента в таблице Менделеева. Вычислим массу атомных ядер в различных единицах измерения. Но прежде, давайте вернемся немного назад и вспомним историю открытия атомного ядра.

(слайд №2)

Учитель: насколько были верны предположения Томсона? Кто из ученых подтвердил или опроверг его гипотезу?

(ответы учащихся)

Учитель: правильно, Эрнест Резерфорд. (Видео слайд №3)

- почему при проведении опыта Резерфорд использовал именно α- частицы?

- какой вывод можно сделать, анализируя результаты опыта?

(выслушать ответы ребят, затем текст на слайде №3)

- какой заряд должно иметь ядро? (+) Почему?

(слайд №4)

Учитель: ребята, у вас на столах лежит маршрутный лист урока, он необходим нам для того, чтобы обозначать этапы нашего пути в процессе изучения темы. Я попрошу вас сейчас заполнить первый пункт «Строение атома», запишите или зарисуйте, как выглядел атом с точки зрения Томсона и Резерфорда.

- как же выглядит модель атома с учетом результатов опыта Резерфорда?

(слайд №5)

Учитель: при более подробном рассмотрении оказалось, что ядро имеет сложное строение – в него входят протоны и нейтроны. Какие же существуют способы определения состава ядра?

(запись на доске)

X- обозначение химического элемента в таблице Менделеева, какую информацию мы можем получить из этого?

А

·        массовое число;

·         показывает число протонов и нейтронов в ядре;

Z

·        зарядовое число;

·        порядковый номер элемента в таблице Менделеева;

·        количество электронов в атоме;

·        количество протонов в ядре.

 N - число нейтронов в ядре.

 

A = Z + N => N = AZ

Эти частицы имеют и другое обозначение:

Электрон -  e, протон - p, нейтрон – n.

Учитель: а теперь вернемся к нашему маршрутному листу и заполним пункт №2 и, пользуясь таблицей Менделеева, определим состав некоторых элементов №3 (пункт 3 проверка устная)

(пункт 4 самопроверка, ответы на слайде №7)

5. Ввести понятие «Изотоп»

- как вы думаете, какую роль играют нейтроны в атоме? Может,  они не нужны вовсе? (ответы учащихся, затем слайд №8).

(выполнение заданий 5и 6 маршрутного листа)

6. Атомная масса, в каких единицах можно измерить эту величину? Все ранее используемые единицы слишком велики для этого, поэтому введем новую – атомная единица массы (а.е.м.)

Атомная единица массы – а.е.м. – средняя масса нуклона в атоме углерода С.

- Сколько нуклонов содержится в этом атоме? (12). Значит 1 а.е.м. равна 1/12 массы атома углерода.

(записать  в маршрутных листах ее численное значение №7)

7. А теперь подведем итоги, что мы узнали нового сегодня на уроке? Что является самым важным? Для этого в задании №8 я предлагаю заполнить схему, с помощью тезисов нашего урока (слайд №10)

8. Сейчас проверим, все ли усвоили новый материал, я предлагаю выполнить тестовые задания у вас в маршрутном листе (задание 9);

А теперь поменяйтесь листами и проверьте правильность выполнения теста с помощью ответов на слайдах №12,13,14,15.

Критерии оценки на доске:

«3» - 3-4  правильных ответа;

«4» -5-6 правильных ответов;

«5» - 7 правильных ответов.

Сейчас я хочу предложить вам новую форму обобщения полученных знаний на уроке – это физический лабиринт. Здесь зашифровано 9 физических терминов, фамилий ученых, которые мы сегодня на уроке использовали. Читать можно в любом направлении, кроме диагонали. Для образца мы выделили один из ответов.

 

А

Т

П

Н

Е

Й

Т

Р

М

О

Р

О

Р

Т

К

О

О

Т

О

Н

Э

Л

Е

Н

Н

Р

Е

З

Е

М

О

Т

Д

Р

О

Ф

Р

С

О

Н

Н

Н

О

Я

Д

П

О

Т

У

К

Л

О

Р

И

З

О

 

Учитель: на этом наше занятие окончено, надеюсь, оно было для вас интересным и информативным.

 Назад

 

 

                

                  

                                                       

Hosted by uCoz