Урок изучения нового материала с использованием ИКТ.
Цели урока:
Образовательные
– формировать практические умения и навыки в определении состава атома и атомного ядра;
Развивающие
– развивать способности правильно формулировать свои мысли в процессе обобщения изученного (подведения итогов, актуализации знаний);
Воспитательные
- Развивать умение вести учебный диалог, отстаивая свою точку
зрения.
План урока.
1. Организация класса;
2. Тема нашего урока: «Строение атома и атомного ядра»
Тема урока – окошко для взгляда вперед
Посмотри и подумай: что тебя ждет?
Тема урока – это не просто слова,
Эти слова на уроке – всему голова.
Учитель: как вы думаете, ребята, если тема нашего урока такова, то какие цели мы должны поставить для её реализации?
(высказывания учащихся)
Учитель: действительно, сегодня мы попробуем заглянуть внутрь атома, изучим его составные части. Научимся определять состав атомного ядра по положению химического элемента в таблице Менделеева. Вычислим массу атомных ядер в различных единицах измерения. Но прежде, давайте вернемся немного назад и вспомним историю открытия атомного ядра.
(слайд №2)
Учитель: насколько были верны предположения Томсона? Кто из ученых подтвердил или опроверг его гипотезу?
(ответы учащихся)
Учитель: правильно, Эрнест Резерфорд. (Видео слайд №3)
- почему при проведении опыта Резерфорд использовал именно α- частицы?
- какой вывод можно сделать, анализируя результаты опыта?
(выслушать ответы ребят, затем текст на слайде №3)
- какой заряд должно иметь ядро? (+) Почему?
(слайд №4)
Учитель: ребята, у вас на столах лежит маршрутный лист урока, он необходим нам для того, чтобы обозначать этапы нашего пути в процессе изучения темы. Я попрошу вас сейчас заполнить первый пункт «Строение атома», запишите или зарисуйте, как выглядел атом с точки зрения Томсона и Резерфорда.
- как же выглядит модель атома с учетом результатов опыта Резерфорда?
(слайд №5)
Учитель: при более подробном рассмотрении оказалось, что ядро имеет сложное строение – в него входят протоны и нейтроны. Какие же существуют способы определения состава ядра?
(запись на доске)
X- обозначение химического элемента в таблице Менделеева, какую информацию мы можем получить из этого?
А
· массовое число;
· показывает число протонов и нейтронов в ядре;
Z
· зарядовое число;
· порядковый номер элемента в таблице Менделеева;
· количество электронов в атоме;
· количество протонов в ядре.
N - число нейтронов в ядре.
A = Z + N => N = A – Z
Эти частицы имеют и другое обозначение:
Электрон - e, протон - p, нейтрон – n.
Учитель: а теперь вернемся к нашему маршрутному листу и заполним пункт №2 и, пользуясь таблицей Менделеева, определим состав некоторых элементов №3 (пункт 3 проверка устная)
(пункт 4 самопроверка, ответы на слайде №7)
5. Ввести понятие «Изотоп»
- как вы думаете, какую роль играют нейтроны в атоме? Может, они не нужны вовсе? (ответы учащихся, затем слайд №8).
(выполнение заданий 5и 6 маршрутного листа)
6. Атомная масса, в каких единицах можно измерить эту величину? Все ранее используемые единицы слишком велики для этого, поэтому введем новую – атомная единица массы (а.е.м.)
Атомная единица массы – а.е.м. – средняя масса нуклона в атоме углерода С.
- Сколько нуклонов содержится в этом атоме? (12). Значит 1 а.е.м. равна 1/12 массы атома углерода.
(записать в маршрутных листах ее численное значение №7)
7. А теперь подведем итоги, что мы узнали нового сегодня на уроке? Что является самым важным? Для этого в задании №8 я предлагаю заполнить схему, с помощью тезисов нашего урока (слайд №10)
8. Сейчас проверим, все ли усвоили новый материал, я предлагаю выполнить тестовые задания у вас в маршрутном листе (задание 9);
А теперь поменяйтесь листами и проверьте правильность выполнения теста с помощью ответов на слайдах №12,13,14,15.
Критерии оценки на доске:
«3» - 3-4 правильных ответа;
«4» -5-6 правильных ответов;
«5» - 7 правильных ответов.
Сейчас я хочу предложить вам новую форму обобщения полученных знаний на уроке – это физический лабиринт. Здесь зашифровано 9 физических терминов, фамилий ученых, которые мы сегодня на уроке использовали. Читать можно в любом направлении, кроме диагонали. Для образца мы выделили один из ответов.
А |
Т |
П |
Н |
Е |
Й |
Т |
Р |
М |
О |
Р |
О |
Р |
Т |
К |
О |
О |
Т |
О |
Н |
Э |
Л |
Е |
Н |
Н |
Р |
Е |
З |
Е |
М |
О |
Т |
Д |
Р |
О |
Ф |
Р |
С |
О |
Н |
Н |
Н |
О |
Я |
Д |
П |
О |
Т |
У |
К |
Л |
О |
Р |
И |
З |
О |
Учитель: на этом наше занятие окончено, надеюсь, оно было для вас интересным и информативным.