Малекулы
В 2007 – 2008 учебном году мы перешли на УМК Шахмаев в 7 классе. К сожалению, пока нет достаточного количества методической и дидактической литературы к этому комплекту. Поэтому хочу поделиться со своими единомышленниками некоторыми наработками.
Тема урока: «Первоначальные сведения о строении вещества» (7класс).
Стратегическая цель урока:
Ученик должен усвоить одно из положений теории строения вещества на уровне применения знаний в знакомой ситуации.
Образовательный аспект.
- Раскрыть положение теории о строении вещества т.е. все вещества состоят из частиц (дискретность);
- Познакомить с основными этапами деятельности при использовании метода наблюдения.
Воспитательный аспект.
- показать значение опытных факторов и эксперимента в создании модели строения вещества.
Развивающий аспект.
- работать над формированием умений сравнивать явления, делать выводы и обобщения.
Оборудование:
- прибор для демонстрации расширения тела при нагревании.
- колба, штатив, горелка, трубка, пробка, окрашенная жидкость.
- стакан тёплой воды и кусочек сахара.
- микроскопы.
Ход урока.
Актуализация знаний. Введение в тему.
Учитель: Вы, наверное, не раз задумывались над вопросом, из чего состоит то или иное тело? Это самый древний и самый трудный вопрос естествознания. Вспомните, по каким правилам работают естествоиспытатели? Правильно: наблюдение → мысль → опыт → знание.
Я предлагаю вам, мои юные естествоиспытатели, найти ответ на вопрос: Существуют ли кирпичики мироздания?
Задания группам:
Группа 1: выяснить, как выглядит мельчайшая частица мела (раздробить и растворить в воде).
Группа 2: опыт с растворением сахара в стакане с водой, работа с микроскопом.
Группа 3: опыт с раствором марганца.
Листок для отчёта по опыту.
1) какое вещество вы исследовали?
2) в чём заключается опыт?
3) какой получили результат?
4) почему? выдвигайте гипотезы.
(выслушать отчеты групп).
Запись в тетради: Существует исключительно малая частица-носитель главного свойства вещества – молекула.
Проблемный вопрос учителя: Хорошо, допустим, вы меня убедили и мельчайшие частицы существуют. А как «упакованы» эти частицы (как расположены)?
- выслушать предположения ребят.
-
Демонстрационные опыты.
А) с шариком (нагревание/охлаждение).
Б) с колбой и теплоприемником;
Вывод записать в тетради (самостоятельно с последующим обсуждением)
Запись в тетради: Между молекулами вещества есть «пустоты».
Учитель: любое, самое маленькое тело, окружающие нас предметы имеют размеры. А возможно ли измерить молекулу? Найдите в тексте учебника ответ на мой вопрос.
(работа с учебником, с текстом).
- выслушать ответы ребят.
Учитель: Молодцы, а теперь подведем итоги. У каждой группы есть задание - выполните его.
Работа в группах, (заполнение) анкеты для молекул.
Анкета для молекул.
1. Имя:
2. Назначение в природе:
3. Поразительные качества:
4. Необычные качества:
5. Место обитания:
Анкета для молекул. (Вариант заполнения).
1. Имя: молекула («маленькая масса»).
2. Назначение в природе: хранитель главного отличительного свойства вещества.
3. Поразительные качества: невероятная малость.
4. Необычные качества: идентичность (полная одинаковость) с другими представителями того же вещества.
5. Место обитания: любое тело (твердое, жидкое, газообразное).
Как чувствуете себя при этом?
(ответы учащихся)
Домашнее задание.