ГлавнаяНовостиУстав школыРодителямПедагогиУченикамУчителямО насВыпускники

 

 

 

 

 

 

 

 

КИМ 2010

Методические материалы

Проверь себя в ЕГЭ

Русский язык

Математика

История

Обществознание

Физика

Химия

Биология

География

Информатика

 

                                                    

Формирование и развитие ключевых компетенций личности ученика в процессе подготовки к итоговой аттестации

Одной из ведущих тенденций развития образования во всем  мире в настоящее время является создание независимых систем оценки качества образования, включающих национальные экзамены. Особую роль в становлении современной контрольно-оценочной системы играет единый государственный экзамен (ЕГЭ).  Как форма подготовки школьников к ЕГЭ активно развивается направление проведения государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов – ГИА-9. В Ростовской области более 17 тыс. девятиклассников добровольно выбрали для себя эту форму итоговой аттестации в 2009 г. и успешно ее прошли. В г.Донецке в этом году впервые экзамен по физике в новой форме сдавали 22 ученика.

Форма ГИА-9 позволяет  реализовать такой ключевой принцип построения системы государственной (итоговой) аттестации выпускников основной школы, как разделение функций обучения и независимой проверки  учебных достижений обучающихся.

           Сам факт такого вида контроля на этом этапе обучения говорит о необходимости проведения мониторинга остаточных знаний учащихся. Реализацию этой идеи мы проводили в 9 классе в два этапа:  в сентябре и в ноябре (начало и конец I четверти). Результаты, которые показали ученики, оказались ниже среднестатистических оценок. Значит необходимо  изменять методы обучения, но как? На помощь пришла «Технология выявления затруднений  обучения» (М.С.Атаманская). Для выполнения этой задачи необходимо организовать условия обучения, при которых учитель на каждом этапе осуществляет обратную связь, получая информацию о возможностях продвижения ученика в освоении темы, т. е. реализация системного подхода.

 

Для самооценки учащихся использую  различные виды тестов, которые на первом этапе предлагаю ребятам  ранжировать задания по следующей схеме:

«Шкала моих возможностей»

I уровень - читаю и понимаю

II уровень - читаю и знаю способ решений

III уровень - читаю, не совсем понимаю => решу или не решу?

IV уровень - читаю и не понимаю => затруднение, как проблема.

Самооценка должна предшествовать учительской оценке. Несовпадение этих двух оценок становится предметом обсуждения. Самооценка        свойственна любому нормальному человеку и присутствует практически во всех видах его деятельности. Самооценка ученика должна дифференцироваться, тогда он будет учиться видеть свою работу как сумму многих умений. По результатам этой работы выявляются  затруднения учащихся, чтобы потом выстраивать задачи обучения с учетом индивидуальных потребностей учеников. Обратная связь необходима не только педагогу, но и учащемуся; одному - для понимания учебного материала, другому - для коррекции (Беспалько). Наряду с традиционными видами контроля целесообразно практиковать диагностические работы по результатам, которых не выставляется традиционная оценка, а выстраивается индивидуальная траектория освоения материала каждым учеником.

Таким образом, появляется  «банк затруднений», ведь именно констатируя и анализируя ошибки, можно добиться осознанного усвоения материала. Затем  материал разбивается на учебные элементы, подлежащие усвоению, разрабатываются карточки по разделам, далее организуется обучение, проверка - текущий контроль, корректировка и повторная, измененная проработка - обучение. И так до полного усвоения заданных учебных элементов.

Проанализировав работу каждого ученика, выявив степень его затруднений, была составлена программа по ликвидации «пробелов». Хороших результатов удалось добиться, используя работу с готовыми решениями. Такой вид деятельности позволил оперативно определить у каждого ученика понятийные границы и уже в группах отрабатывать знание формул, законов и решение задач.


Разработанные тесты для повторной диагностики были направлены на развитие познавательных способностей учащихся. В них включены задания ассоциативно – логического характера, способствующие развитию умений строить рассуждения по аналогии. Результаты превзошли все ожидания – качество увеличилось вдвое. Использованный системный подход позволяет достичь лучших результатов, помогает

 

 

 

 

 

 

 

определить цель обучения, сконцентрироваться на проблемном обучении и самообучении в ситуации выбора, способствует вовлечению учащихся в самостоятельную деятельность, предлагает им спектр альтернативных способов мышления. Однако не стоит останавливаться на достигнутом, так как из анализа видно «западание» целого ряда задач(8,10,12,13) части А. (см. диаграмму)  

Наиболее проблемными были такие задания:

А8. На одинаковых спиртовках нагревают одинаковые массы воды, спирта, льда и меди. Какой из графиков соответствует нагреванию воды?

 

А15. Необходимо экспериментально проверить, зависит ли электрическое сопротивление круглого угольного стержня от его диаметра. Какие стержни нужно использовать для такой проверки?

 

 

Наиболее успешными оказались задания на работу с текстами: А16, А17, А18. При работе с текстом учебника можно формировать огромное  количество учебных навыков, в том числе информационно – коммуникативные умения, которые незаменимы сейчас при подготовке к государственной итоговой аттестации (ГИА) в 9 классе. Регулярно использую «метод остановки», «возвращение назад», рефлексию, ведь зачастую дети читают и не понимают текст. Обучая работе с текстом, предлагаю такие виды заданий:

Приведу пример одного из подходов  работы с текстом задачи (выделение главного в тексте).

При решении заданий части В наибольшее затруднение вызвали задания на соответствие и это понятно ведь задания такого вида мы редко использовали в работе (см. диаграмму).


Сейчас эти задания я применяю на всех ступенях обучения в различных интерпретациях: ребята не только решают готовые задания, но и сами составляют условия по тексту учебника, изготавливают динамические карточки и т. д. Приведу пример некоторых из них: 

Текст задания

Комментарии

Установите соответствие между техническими устройст­вами и основными физическими явлениями, лежащими в осно­ве принципа их действия.

 

Технические устройства

А) Перископ

Б) Проектор

В) Фотоаппарат

Физические явления

1) Отражение света

2) Преломление света

3) Дисперсия света

4) Интерференция света

 

 

Прочитайте внимательно условие задачи.

Необходимо установить соответствие между техническими устройст­вами и основными физическими явлениями, лежащими в осно­ве принципа их действия.

Внимание! Повторив теорию, выберите верные соответствия.

Теория.

1) Дисперсия – это зависимость скорости распространения э/м волны от длины волны или частоты;

2) Интерференция – это явление наложения в пространстве двух или нескольких волн, в результате чего происходит усиление или ослабление результирующей волны.

 

В заданиях части С затруднения вызвало экспериментальное задание и вопрос по оптике (см. диаграмму)

 

С1.  Используя штатив с муфтой и лапкой, пружину, линейку и 2 груза весом по 1 Н, соберите экспериментальную установку для определения жесткости пружины. Определите жесткость пружины, подвесив к ней два груза.

В бланке ответов запишите:

1) значение силы упругости, возникающей в пружине.

2) удлинение пружины, выразив его в метрах (м)

3) формулу для расчета жесткости пружины.

4) численное значение жесткости пружины.

 

С4  Дима рассматривает красные розы через зеленое стекло. Какого цвета будут казаться ему розы? Объясните наблюдаемое явление

Для ликвидации этих «пробелов»  я уделяю много времени ученическим практическим работам, которые могут проводиться в различных формах и на разных этапах изучения темы. Ребята всегда с удовольствием выполняют работы с приборами и,

как мне кажется, потрогав все своими руками, гораздо прочнее усваивают предложенный материал. Иногда я предлагаю ученикам незнакомые ранее приборы и прошу выяснить область их применения. Так ребята самостоятельно  изучают способ определения объёма

тела с помощью мензурки, распространение звука с помощью камертона, электризацию тел и взаимодействие наэлектризованных тел с помощью полиэтилена  и листа бумаги. Кроме того на каждом уроке уделяю больше внимания качественным задачам. Эта работа позволяет научить ребят в «жизненных» ситуациях видеть физику процесса, связывать изученный материал с практикой, объяснять  явления и процессы окружающей жизни. Одновременное использование реального и модельного эксперимента, последовательное обогащение личностного опыта ученика, выраженное в «графическом» образе, способствует самостоятельному открытию учеником физического смысла изучаемого явления. Таким образом, мы на уроках преобразуем, предметные задачи в личностные и открываем для себя ученика, его возможности и индивидуальные особенности. Происходит  «выращивание» индивидуальной готовности к самостоятельному открытию нового знания; осознанное «встраивание» нового знания в свою картину мира.

Итогом проведенной работы можно считать результаты ГИА-2009:

Сравнение отметок ГИА-9 и годовых (по школам)

 

Результаты экзаменов по физике 9 кл. в новой форме в 2009 г.

 

 

 

 

Число участников

Сред. год.

Сред. экзам.

Обученность, %

Качество, %

 

 

участ-ников ГИА-9

"2"

"3"

"4"

"5"

Подтвердили

Повысили

Понизили

Ростовская область

240

0

48

131

61

123

66

51

4,14

3,97

100

71,95

Г.Донецк

22

0

5

14

3

16

3

3

4,14

3,75

100%

68%

СОШ№4

4

0

2

2

0

2

1

1

3,75

3,5

100%

50%

СОШ№6

3

0

1

2

0

2

-

1

4,33

3,67

100%

67%

СОШ№20

15

0

2

10

3

12

2

1

4,33

4,07

100%

87%

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Т.А.Котрецкая учитель физики

 г. Донецк Ростовской обл.

 Назад

 

 

                

                  

                                                       

Hosted by uCoz